УДК 616-007,246

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА (ФМА) У ДЕТЕЙ С СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ

В. А. ЖЕРЕБЦОВА* , О. А. СОКРАТОВА*, Е. В. ЩЕРБАКОВА*

1. Введение

Современные представления о функционировании целостного мозга определяют его как динамичную систему, способную к функциональным перестройкам своей текущей деятельности. Функциональные перестройки задают уровни приоритетов и веса связей между мозговыми структурами, вовлеченными в текущую деятельность, таким образом, чтобы наиболее результативно, с точки зрения мотивации, и наиболее минимизированно - в плане энергетических затрат - реализовать текущую деятельность. Возможности для этого заложены в свойствах мозга сочетать жестко закрепленные и пластичные формы структурной организации и функциональной активности [1]. В результате при нормальном развитии организма в процессе взаимодействия с внешним миром складывается определенный тип внутримозговых и межполушарных взаимодействий, что, в свою очередь, формирует определенный тип функциональной асимметрии мозга (ФАМ). Такой нормальный тип ФАМ (генетически предопределенный) характеризуется у человека формированием доминирования правой руки, правого глаза, доминированием левого полушария при восприятии вербальной информации, а правого полушария - в обслуживании рассудочной деятельности и т.д. Такой видовой (для человека) профиль ФАМ исследован достаточно подробно [4, 12, 5, 7].

Нормальное формирование нервной системы в онтогенезе определяет формирование мозга и его межполушарных и межсенсорных взаимодействий в условиях нормально поступающих эфферентных влияний. При депривации каких-либо афферентаций возникают условия нестандартного функционирования и в результате могут запускаться адаптивно-компенсаторные механизмы нервной системы для восстановления равновесного взаимодействия организма со средой. Результат таких адаптивных перестроек - организация межсенсорных и межполушарных взаимодействий на ином уровне, что и находит отражение в формировании индивидуального профиля асимметрии.

Изучение динамики межполушарных отношений при адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, а также при поражениях мозга или при его функциональных нарушенияхв деятельности каких-либо структур, выявило преимущественный рост активации правого полушария [2, 3, 8, 9, 18, 19].

Исследования других авторов также показывают, что для многих патологических состояний мозга характерно отклонение показателей профиля ФАМ от того, что фиксируется при нормально функционирующей ЦНС [16, 15, 13].

В своих исследованиях мы попытались проследить особенности формирования индивидуального профиля асимметрии под влиянием сенсорной депривации у детей с патологией слуха.

2. Методы исследований

Объект исследования - дошкольники в возрасте от 3-х до 7 лет с патологией и без патологии слуха. В исследованиях приняли участие 36 детей с нарушениями слуха. Контрольная группа состояла из 42 нормально слышащих детей.

Все дети были поделены на подгруппы: старше 5 лет (6-8 лет) - моложе 5 лет (3-5 лет).

При определении индивидуального профиля асимметрии (ИПА) мозга учитывалось присущее каждому человеку сочетание моторных (рука, нога) и сенсорных (зрение, слух) асимметрий - симметрий, рассматривались особенности психосенсорной асимметрии (Адрианов, 1976).

Моторная и сенсорная асимметрии оценивались по известным пробам Лурия, Гуровой (1973), опроснику M. Annet (1967) и др.

При исследовании психосенсорной асимметрии нами принята гипотеза Кинсборна [17, 5], объясняющая направление движений глаз в ответ на речевой сигнал преимущественной активизацией того полушария, которое ответственно за реализуемую в данный момент психическую деятельность.

Таблица 1

Процентное соотношение детей-акупатов и слышащих по ведущему глазу

Возраст
Акупаты
Слышащие
в годах

Ведущий глаз
Коэффици-ент устой-чивости до-минирования
Коэф-фици-ент ам-бидек- стрии

Ведущий глаз
Коэффици-ент устой-чивости доминиро-вания
Коэф-фици-ент ам-бидек-стрии

D
S
A
D
S

D
S
A
D
S

от 3 до 5
39
61
-
1,26
1,97
1,1
56
38
6
0,75
0,51
0,22
от 5 до 7
49
42
9
1,02
0,88
0,99
67
33
-
1
0,49
0,25

Условные обозначения: D - правый глаз; S - левый глаз; A - амбидекстрия

Таблица 2

Возрастное распределение (в %) детей-акупатов и их слышащих сверстников (количественный показатель и оценочный коэффициент ведущего уха)

Возраст
Акупаты
Слышащие
в годах
S
D
A
Клу
S
D
A
Клу
от 3 до 5
53,8
15,4
30,8
33,3
37,5
25
37,5
6,25
от 5 до 7
46,1
30,8
23,1
11,5
13,64
63,64
22,72
-43,2

Условные обозначения: D - правое ухо; S - левое ухо; A - амбидекстрия;

Клу - коэффициент левого уха

Таблица 3

Возрастное распределение (в %) детей по ведущей руке и коэффициенту правой руки
(акупаты и слышащие дошкольники)

Возраст
Акупаты
Слышащие
в годах
прав-ша
лев-ша
амби-декс-трия

Кпр
прав-ша
лев-ша
амби-декс-трия

Кпр
3 - 5 лет
77
23
-
36,5
90
-
10
42,5
5 - 7 лет
84
16
-
37
95
5
-
57

Условные обозначения: Кпр - коэффициент правой руки

Основанием для выбора конкретных методик исследования явилась возможность их применения как в группе здоровых детей, так и в группе дошкольников с патологией слуха. Это дало возможность проводить исследования по единой программе, позволяющей производить сопоставительный анализ полученных результатов.

При выявлении характерных тенденций в формировании индивидуального профиля асимметрии у глухих и слабослышащих дошкольников и их слышащих сверстников вычислялись относительные коэффициенты устойчивости доминирования каждой из моторных, сенсорных и психосенсорных функций (отношение числа проб с устойчивой латеризацией к общему числу проб, в %) по каждому типу ИПА. На основании этих значений высчитывался средний показатель устойчивости доминирования данного профиля асимметрии. Формирование считалось устойчивым при коэффициенте более 75%.

В связи с тем, что в нашей выборке встречались не все возможные типы распределений профилей ФМА, мы остановились на анализе наиболее часто встречающихся, их было четыре:

I - праволатеральный и II - леволатеральный типы, включающие профили, у которых все четыре признака или три из четырех являются односторонними (т.е. в организации моторных и сенсорных функций доминирует одно полушарие);

III - амбидекстральный тип, включающий профили, у которых четыре или три признака являются амбидекстральными (т.е. в организации моторных и сенсорных функций нет четкого доминирования полушарий);

IV - парциальный тип, когда моторные и сенсорные функции разнесены по разным полушариям.

3. Результаты исследований

Количественные данные по изучению сенсорной и моторной асимметрий, особенностей психосенсорной асимметрии глухих и слабослышащих дошкольников и их слышащих сверстников обобщены в табл. 1-5.

Полученные результаты показывают, что у испытуемых-акупатов в возрасте от 3 до 5 лет доминирует левый глаз, коэффициент устойчивости доминирования этого глаза высокий. У акупатов этого возраста, не взирая на отсутствие чистых амбидекстров, коэффициент проявления амбидекстрии достаточно высокий (1.1) (табл. 1).

У слышащих детей распределение испытуемых иное: ведущий глаз части испытуемых - правый, в 6% случаев выделились чистые амбидекстры, а коэффициент амбидекстрии в целом по группе снизился.

В следующей возрастной группе от 5 до 7 лет отмечалось сглаживание зрительной асимметрии у испытуемых-акупатов (см. табл. 1), но возрастание ее у слышащих детей. В этом возрасте у большинства испытуемых правый глаз - ведущий.

Как следует из табл. 2, у дошкольников-акупатов в обеих возрастных группах (от 3 до 5 и от 5 до 7 лет) функционально преобладает левое ухо. Однако с возрастом частота встречаемости детей с доминированием левого уха несколько уменьшается (с 53,8% до 46,1%), а с доминированием правого - возрастает в 2 раза (с 15,4 до 30,8). Вместе с тем уменьшается количество детей, у которых не выявлено преобладание того или другого уха (с 30,8 до 23,1%). Коэффициент доминирования левого уха детей-акупатов значительно уменьшается с возрастом (с 33,3 до 11,5%).У слышащих дошкольников изначально в возрасте от 3-х до 5-ти лет выявлено небольшое преобладание левого уха над правым, но с возрастом уменьшается число детей с доминированием левого уха и количество детей с функциональной амбидекстрией по слуху, и значительно возрастает число ребят, у которых ведущим становится правое ухо (с 25 до 63,64%). Коэффициент левого уха у слышащих дошкольников изменяется с 6,25 до - 43,2%, т.е. незначительное превалирование левого уха в возрасте от 3-х до 5-ти лет сменяется функциональным доминированием правого.

В распределении видно, что среди акупатов имеется больший процент левшей (табл. 3). В обеих возрастных группах дошкольников-акупатов и слышащих детей доминирует правая рука (число проб, выполненных правой рукой, больше числа проб, выполненных левой рукой), причем с возрастом превалирование правой руки увеличивается. Однако, если у дошкольников-акупатов коэффициент правой руки в двух возрастных группах ниже среднего (по классификации Федорука [5]), то в группе слышащих детей он является средним для ребят в возрасте от 3-х до 5-ти лет и выше среднего в группе детей от 5-ти до 7-ми лет.

Кроме того, если в группе акупатов коэффициент правой руки с возрастом увеличивается очень незначительно (с 36,5 до 37%), то у их слышащих сверстников эти изменения были более значимы (с 42,5 до 57%). В целом по обеим группам детей коэффициент правой руки оказался ниже среднего у дошкольников-акупатов (37%) и выше среднего - у слышащих детей (54%).

При изучении функциональной асимметрии ног у большинства детей в обеих группах также выявлено преобладание правой ноги над левой (табл. 4). Кроме того, здесь также встречается амбидекстрия и процент таких детей с возрастом увеличивается. Как видно из табл. 4, коэффициент доминирования правой ноги не очень высок как у детей-акупатов, так и у здоровых дошкольников, и с возрастом он снижается (более значимо в группе слабослышащих и глухих детей).

Таблица 4

Процентное распределение испытуемых по ведущей ноге и коэффициенту доминирования правой ноги

Возраст
Акупаты
Слышащие
в годах
D
S
A
Кпн
D
S
A
Кпн
от 3 до 5
85
15
-
31,6
80
10
10
40
от 5 до 7
44
36
20
10,7
66,5
2,5
31
24,6

Условные обозначения:D - правая нога; S - левая нога;

A - амбидекстрия; Кпн - коэффициент доминирования правой ноги

Таблица 5 

Возрастное распределение испытуемых (в %) по психосенсорной
асимметрии детей-акупатов и слышащих

Методика
Возраст
Акупаты
Слышащие

в годах
движение глаз
движение глаз


налево
на-право
налево
на-право
Актуализация образа
от 3 до 5
38
31
40
19
слуховой перцепции
от 5 до 7
49
17
55
20
Актуализация образа зрительной
от 3 до 5
33
26
39
25
перцепции
от 5 до 7
46
43
59
7
Актуализация образа кинестической
от 3 до 5
33
19
35
24
перцепции
от 5 до 7
46
46
62
11

В табл. 5 указано в процентах количество визуально регистрируемых четких боковых движений глаз. Данные табл. 5 показывают, что у всех испытуемых в возрасте 3-5 лет наблюдается доминирование правого полушария при движении глаз влево - при актуализации образов слуховой и зрительно-пространственной перцепции. Не обнаруживается статистически значимых различий у детей-акупатов и слышащих сверстников (3-5 лет) по данной форме психосенсорной асимметрии. В возрасте 5-7 лет доминирование правого полушария при актуализации образов зрительно-пространственной и слуховой перцепции наблюдается только у слышащих детей. Среди испытуемых глухих и слабослышащих дошкольников 5-7 лет отмечается равное распределение по участию полушарий головного мозга в реализации зрительно-пространственного представления. Тенденция же к более частому доминированию правого полушария при актуализации образа слуховой перцепции сохраняется так же, как и в контрольной группе слышащих сверстников. Правополушарная асимметрия даже усиливается (по сравнению с данными младшей возрастной подгруппы).

При определении ИПА мозга у слабослышащих дошкольников обнаружились все четыре профиля асимметрии, у здоровых детей - только два (табл. 6). Отсутствовали леволатеральный и амбидекстральный профили.

Таблица 6

Распределение типов латеризации в группах детей-акупатов и слышащих дошкольников (в % к общему числу испытуемых)

Тип латеризации
Акупаты
Слышащие
I
42,5
67,7
II
6
-
III
3
-
IV
48,5
32,3

Большую группу составили дети с праволатеральным типом ИПА (42,5% акупатов и 67,7% слышащих). Среди них полными правшами являются только 11% испытуемых-акупатов и 23% здоровых детей.

Леволатеральный и амбидекстральный профили асимметрии выявлены лишь у 9% детей-акупатов.

Парциальный тип латеризации включил значительные группы испытуемых-акупатов и слышащих дошкольников (соответственно 48,5% и 32,3%).

Данные табл. 7 показывают, что для детей-акупатов характерно замедление формирования латеризации межполушарной асимметрии по сравнению со сходными процессами у их слышащих сверстников.

Таблица 7

Средние коэффициенты устойчивости доминирования
сенсомоторных и психосенсорных функций у
дошкольников-акупатов и их слышащих сверстников (в %)


Профиль ФМА
Латеризация моторных и сенсорных функций
Латеризация психосенсорных

функций

акупаты
слышащие
акупаты
слышащие
I
80
83
47,5
67
II
79
-
100
-
III
63,5
-
-
-
IV
74
76
41,5
51

Причем недостаточная выраженность латеризации отмечается не столько на уровне отдельных моторных и сенсорных функций, сколько на уровне психосенсорной асимметрии. Так, показатели праволатерального типа ФМА у акупатов 80% против 83% у слышащих детей по сенсомоторным функциям, а по психосенсорной асимметрии - соответственно 47,5% против 67%.

4. Анализ результатов

Проведенные исследования детей с патологией слуха и контрольной группы отологически нормальных детей позволяют оценить особенности формирования и распределения профиля ФМА у дошкольников-акупатов.Профиль функциональной межполушарной асимметрии определялся совокупностью моторных (рука, нога), сенсорных (глаз, ухо) признаков ФА с учетом психосенсорной асимметрии.

Выбор двух возрастных групп детей для исследования индивидуального профиля асимметрии (дети старше пяти лет и младше пяти лет) объясняется стремлением исследовать и оценить формирование профиля асимметрии в условиях сенсорной депривации в возрастном аспекте. Анализируя многочисленные, часто несовпадающие литературные данные, можно прийти к выводу, что возраст до 5-ти лет характеризуется как период формирующейся неустойчивой функциональной асимметрии, а старше 5-ти лет - как период относительной стабилизации [4].

В ходе анализа полученных результатов по оценке сенсорной функциональной асимметрии у детей-акупатов и их слышащих сверстников выявлен ряд различий.

Так, среди слабослышащих дошкольников в возрасте 3-5 лет функционально доминирует левый глаз, однако в следующей возрастной подгруппе это доминирование снижается. Среди большей части здоровых дошкольников до 5-ти лет доминирует правый глаз и с возрастом это доминирование усиливается.

Таким образом, выявленное в исследованиях доминирование правого полушария, по-видимому, можно объяснить общеизвестным фактом, что адаптационные процессы преимущественно реализуются правым полушарием, где более выражены активность, в том числе и вегетативной регуляции, со стороны гипоталамуса [10]. Эти различия особенно существенны в сравнении со слышащими детьми.

Наиболее значимые различия между исследуемыми группами проявляются в распределении функциональной асимметрии доминирования уха, причем с возрастом эти различия усиливаются. Среди детей до 5 лет в общих подгруппах (акупаты и слышащие) выявлено преобладание левосторонней асимметрии (более значимо в группе слабослышащих). Однако в группе слабослышащих дошкольников это превалирование более значимо, чем в группе слышащих детей (соответственно 53,8% против 37%). На следующем возрастном этапе у большей части обследуемых-акупатов остается доминирующим левое ухо - 46,1%, а у слышащих детей оно доминирует лишь у небольшой части (13,64%) при значительном нарастании доминирования левого полушария в реализации слуховых функций.

Таким образом, данные по функциональной асимметрии слухового анализатора также показывают, что у акупатов в обеспечении сенсорных функций доминирует правое (адаптационное) полушарие сравнительно с левым у здоровых.

Изучение динамики межполушарных отношений при адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, а также при поражениях мозга или его функциональных отклонениях в деятельности каких-либо структур от нормы, выявило преимущественный рост активации правого полушария [8, 9, 18, 19, 2, 3, 11 и др.].

Наряду с исследованиями сенсорных функций был проведен анализ моторной функциональной асимметрии, в проявлении которой у большинства акупатов и слышащих выявлено преобладание правой руки над левой и правой ноги над левой, причем, правая рука преобладает у большего числа детей, чем правая нога. В возрастной группе детей от 3 до 5 лет правосторонняя асимметрия рук среди слабослышащих дошкольников наблюдается в меньшей степени, чем среди их слышащих сверстников. В отличие от слышащих детей, у них более значима роль правого полушария в реализации данной функции. С возрастом же (5-7 лет) доля участия левого полушария в формировании данной функции возрастает в группе здоровых детей, чего не отмечается в группе дошкольников-акупатов.

Выявленные особенности могут свидетельствовать об общем затруднении формирования функциональной межполушарной асимметрии мозга у акупатов.

В проявлении психосенсорной асимметрии у испытуемых-акупатов в возрастном периоде от 5-ти до 7-ми лет выявлена тенденция к сглаживанию психосенсорной асимметрии в функции зрительно-пространственных представлений.

Обобщая данные исследования функциональных асимметрий, заметим, что число детей с правополушарной локализацией сенсорных и моторных функций в группах акупатов и слышащих в среднем составляет соответственно 32 и 21%, с левополушарной локализацией - 46 и 63%.

При несомненно ведущей роли левого полушария у детей обеих категорий отмечаем, что удельный вес вклада полушарий в сенсомоторную деятельность у них различен: у детей-акупатов вклад правого полушария выражен сильнее, чем у их здоровых сверстников, что объясняется перераспределением функций полушарий под влиянием сенсорной депривации.

5. Выводы
  1. У детей с сенсорной слуховой депривацией сравнительно с нормально слышащими детьми происходит перераспределение функций между правым и левым полушариями мозга в формировании функциональной асимметрии сенсорных систем с усилением доминирования в этих функциях правого полушария.
  2. Сенсорная депривация отражается на формировании моторной функциональной асимметрии, которая выражается в большей активации правого полушария в реализации данной функции у детей-акупатов по сравнению с их слышащими сверстниками.
  3. Особенности формирования психосенсорной асимметрии под влиянием сенсорной депривации характеризуются нарастающей амбидекстрией в реализации функций зрительных и кинестических реакций у акупатов.


Литература
  1. Адрианов О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга.- M.: Медицина, 1976.
  2. Бахтин О.М., Купцов Г.М. Вызванные потенциалы при эмоциональном напряжении у людей с различными сроками адаптации к условиям Крайнего Севера / Проблемы нейрокибернетики // Материалы 9-й Всесоюзной конф. по нейрокибернетике.- Ростов-на-Дону, 1989.
  3. Бахтин О.М. К вопросу о влиянии адаптации на моторную асимметрию альпинистов и горных туристов // Материалы 2-й Всесоюзн. конф. Физиология экстремальных состояний и индивидуальная защита человека.- Москва, 1985.
  4. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга человека.- M.: Медицина, 1981.
  5. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга человека.- М.: Медицина, 1988.
  6. Добронравова И.С. Значение межполушарной асимметрии в развитии компенсаторных процессов мозга человека // Журн. высш. нервн. деят.- 1989.- 39.- ¦5.
  7. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга.- M.: Медицина, 1977.
  8. Kостандов Э.А. Асимметрия зрительного восприятия и взаимодействие больших полушарий головного мозга человека // Тр. Моск. НИИ психиатрии.- 1976.- С.151-153.
  9. Кураев Г.А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучение.- Из-во Ростовского университета, 1982.
  10. Кураев Г.А., Бахтин О.М., Ковалев А.А. Об экзогенных и эндогенных факторах функциональной асимметрии мозга человека. ДЕ. в ВИНИТИ. ¦4203-85-1981.
  11. Леутин В.П., Николаева Е.Н. Психологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга.- Новосибирск: Наука, 1988.
  12. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг.- M.: Медицина.- 1983, T.III.
  13. Тетеркина Е.И. Левые признаки функциональной асимметрии у здоровых и больных эпилепсией // Тезисы докл. 1-й Всесоюзн. школы-семинара. Охрана здоровья леворуких детей.- Москва-Ворошиловград, 1985.- С.56.
  14. Функциональная межполушарная асимметрия слухового анализатора (отчет по НИР. Исследование нейрофизиологических механизмов межполушарных взаимодействий и разработка рекомендаций для создания новых методов диагностики и способов лечения заболеваний, связанных с нарушением регуляторных функций мозга.). ¦ гос. Регистрации 0185.008.1086.- Ростов-на-Дону, 1990.
  15. Щербина Е.А., Пуцай С.А., Абрамов В.А., Юсупов Ю.А. Об индивидуальном профиле функциональной асимметрии при эпилепсии // Тез. докл. 1-й Всесоюзн. школы-семинара LОхрана здоровья леворуких детей¦.- Москва-Ворошиловград, 1985.-С.58.
  16. Geschwind N., Galaburda A.M. Cerebral lateralization. Biolojgical mechanisms, associations and patology. A hypothesis and a program for research. Arch. Neurol.- 1985.-42. ¦5.
  17. Kinsbourne M. Biological determinats of functional bisymmetry and asymmetry - in: Asymmetrikal function of the brain.- Cambridge, 1978.
  18. Moore W. H. Jr. The role of right hemispheric information processing strategies in language recovery in aphasia: an electroencephalografic investigation of hemispheric alpha asymmetrics in normal and aphasic sybjects. Cortex.- 1984.- 20. ¦2.
  19. Pipe M.-E., Beale I.L. Hemispheric speialization for speech in retarded children. Neurophsychol.- 1983.- 21. ¦1.



PECULIARITIES OF FORMATION AND DISTRIBUTION OF A PROFILE OF AN ENCEPHALIC ASYMMETRY BETWEEN CEREBRAL HEMISPHERES IN CHILDREN WITH SENSORY DEPRIVATION

V. A. ZHEREBTSOVA, O. A. SOKRATOVA,

E. V. SHCERBAKOVA

Summary

Sensory deprivation results in the formation of motorial asymmetry manifesting itself in a higher activation of the righthemisphere during an ear functioning in children with sensory deprevation in comparison with the good-ear children of their age.


Жеребцова Валентина Александровна. По окончании Ростовского государственного университета по специальности Lнейрофизиология¦ работает в г. Туле. Занимается функциональной диагностикой нервных болезней, электростимуляцией слухового и зрительного нервов. В 1994 году возглавила созданный Научно-практический центр клинической нейрофизиологии и нейрореабилитации. Имеет публикации. Сфера научных интересов - психофизиологические и электрофизиологические аспекты функциональной межполушарной асимметрии у детей с сенсорной депривацией. Подготовила к защите диссертацию.

Сократова Ольга Авенировна. Окончила МГТИ им. В.И.Ленина по специальности дефектология в 1975 году. Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Сфера научных интересов - развитие ребенка-дошкольника при сенсорной депривации, реабилитация слуховой функции у детей с нарушением слуха.

Щербакова Елена Викторовна. Окончила в 1994 году ТГПИ им. Л.Н.Толстого по специальности LПедагогика и методика начального обучения¦. В 1995 году присвоена квалификация LПрактический педагог-психолог¦. Сфера научных интересов - коррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы младшего школьника.