УДК 616-007,246
Современные представления о функционировании целостного мозга определяют его как динамичную систему, способную к функциональным перестройкам своей текущей деятельности. Функциональные перестройки задают уровни приоритетов и веса связей между мозговыми структурами, вовлеченными в текущую деятельность, таким образом, чтобы наиболее результативно, с точки зрения мотивации, и наиболее минимизированно - в плане энергетических затрат - реализовать текущую деятельность. Возможности для этого заложены в свойствах мозга сочетать жестко закрепленные и пластичные формы структурной организации и функциональной активности [1]. В результате при нормальном развитии организма в процессе взаимодействия с внешним миром складывается определенный тип внутримозговых и межполушарных взаимодействий, что, в свою очередь, формирует определенный тип функциональной асимметрии мозга (ФАМ). Такой нормальный тип ФАМ (генетически предопределенный) характеризуется у человека формированием доминирования правой руки, правого глаза, доминированием левого полушария при восприятии вербальной информации, а правого полушария - в обслуживании рассудочной деятельности и т.д. Такой видовой (для человека) профиль ФАМ исследован достаточно подробно [4, 12, 5, 7].
Нормальное формирование нервной системы в онтогенезе определяет формирование мозга и его межполушарных и межсенсорных взаимодействий в условиях нормально поступающих эфферентных влияний. При депривации каких-либо афферентаций возникают условия нестандартного функционирования и в результате могут запускаться адаптивно-компенсаторные механизмы нервной системы для восстановления равновесного взаимодействия организма со средой. Результат таких адаптивных перестроек - организация межсенсорных и межполушарных взаимодействий на ином уровне, что и находит отражение в формировании индивидуального профиля асимметрии.
Изучение динамики межполушарных отношений при адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, а также при поражениях мозга или при его функциональных нарушенияхв деятельности каких-либо структур, выявило преимущественный рост активации правого полушария [2, 3, 8, 9, 18, 19].
Исследования других авторов также показывают, что для многих патологических состояний мозга характерно отклонение показателей профиля ФАМ от того, что фиксируется при нормально функционирующей ЦНС [16, 15, 13].
В своих исследованиях мы попытались проследить особенности
формирования индивидуального профиля асимметрии под влиянием сенсорной
депривации у детей с патологией слуха.
Объект исследования - дошкольники в возрасте от 3-х до 7 лет с патологией и без патологии слуха. В исследованиях приняли участие 36 детей с нарушениями слуха. Контрольная группа состояла из 42 нормально слышащих детей.
Все дети были поделены на подгруппы: старше 5 лет (6-8 лет) - моложе 5 лет (3-5 лет).
При определении индивидуального профиля асимметрии (ИПА) мозга учитывалось присущее каждому человеку сочетание моторных (рука, нога) и сенсорных (зрение, слух) асимметрий - симметрий, рассматривались особенности психосенсорной асимметрии (Адрианов, 1976).
Моторная и сенсорная асимметрии оценивались по известным пробам Лурия, Гуровой (1973), опроснику M. Annet (1967) и др.
При исследовании психосенсорной асимметрии нами принята гипотеза Кинсборна [17, 5], объясняющая направление движений глаз в ответ на речевой сигнал преимущественной активизацией того полушария, которое ответственно за реализуемую в данный момент психическую деятельность.
Таблица 1
|
| |||||||||||
Условные обозначения:
D - правый глаз; S - левый глаз; A - амбидекстрия
Таблица 2
Условные обозначения: D - правое ухо; S - левое ухо; A - амбидекстрия;
Клу - коэффициент левого уха
Таблица 3
|
| |||||||
Условные обозначения:
Кпр - коэффициент правой руки
Основанием для выбора конкретных методик исследования явилась возможность их применения как в группе здоровых детей, так и в группе дошкольников с патологией слуха. Это дало возможность проводить исследования по единой программе, позволяющей производить сопоставительный анализ полученных результатов.
При выявлении характерных тенденций в формировании индивидуального профиля асимметрии у глухих и слабослышащих дошкольников и их слышащих сверстников вычислялись относительные коэффициенты устойчивости доминирования каждой из моторных, сенсорных и психосенсорных функций (отношение числа проб с устойчивой латеризацией к общему числу проб, в %) по каждому типу ИПА. На основании этих значений высчитывался средний показатель устойчивости доминирования данного профиля асимметрии. Формирование считалось устойчивым при коэффициенте более 75%.
В связи с тем, что в нашей выборке встречались не все возможные типы распределений профилей ФМА, мы остановились на анализе наиболее часто встречающихся, их было четыре:
I - праволатеральный и II - леволатеральный типы, включающие профили, у которых все четыре признака или три из четырех являются односторонними (т.е. в организации моторных и сенсорных функций доминирует одно полушарие);
III - амбидекстральный тип, включающий профили, у которых четыре или три признака являются амбидекстральными (т.е. в организации моторных и сенсорных функций нет четкого доминирования полушарий);
IV - парциальный тип, когда моторные и сенсорные
функции разнесены по разным полушариям.
Количественные данные по изучению сенсорной и моторной асимметрий, особенностей психосенсорной асимметрии глухих и слабослышащих дошкольников и их слышащих сверстников обобщены в табл. 1-5.
Полученные результаты показывают, что у испытуемых-акупатов в возрасте от 3 до 5 лет доминирует левый глаз, коэффициент устойчивости доминирования этого глаза высокий. У акупатов этого возраста, не взирая на отсутствие чистых амбидекстров, коэффициент проявления амбидекстрии достаточно высокий (1.1) (табл. 1).
У слышащих детей распределение испытуемых иное: ведущий глаз части испытуемых - правый, в 6% случаев выделились чистые амбидекстры, а коэффициент амбидекстрии в целом по группе снизился.
В следующей возрастной группе от 5 до 7 лет отмечалось сглаживание зрительной асимметрии у испытуемых-акупатов (см. табл. 1), но возрастание ее у слышащих детей. В этом возрасте у большинства испытуемых правый глаз - ведущий.
Как следует из табл. 2, у дошкольников-акупатов в обеих возрастных группах (от 3 до 5 и от 5 до 7 лет) функционально преобладает левое ухо. Однако с возрастом частота встречаемости детей с доминированием левого уха несколько уменьшается (с 53,8% до 46,1%), а с доминированием правого - возрастает в 2 раза (с 15,4 до 30,8). Вместе с тем уменьшается количество детей, у которых не выявлено преобладание того или другого уха (с 30,8 до 23,1%). Коэффициент доминирования левого уха детей-акупатов значительно уменьшается с возрастом (с 33,3 до 11,5%).У слышащих дошкольников изначально в возрасте от 3-х до 5-ти лет выявлено небольшое преобладание левого уха над правым, но с возрастом уменьшается число детей с доминированием левого уха и количество детей с функциональной амбидекстрией по слуху, и значительно возрастает число ребят, у которых ведущим становится правое ухо (с 25 до 63,64%). Коэффициент левого уха у слышащих дошкольников изменяется с 6,25 до - 43,2%, т.е. незначительное превалирование левого уха в возрасте от 3-х до 5-ти лет сменяется функциональным доминированием правого.
В распределении видно, что среди акупатов имеется больший процент левшей (табл. 3). В обеих возрастных группах дошкольников-акупатов и слышащих детей доминирует правая рука (число проб, выполненных правой рукой, больше числа проб, выполненных левой рукой), причем с возрастом превалирование правой руки увеличивается. Однако, если у дошкольников-акупатов коэффициент правой руки в двух возрастных группах ниже среднего (по классификации Федорука [5]), то в группе слышащих детей он является средним для ребят в возрасте от 3-х до 5-ти лет и выше среднего в группе детей от 5-ти до 7-ми лет.
Кроме того, если в группе акупатов коэффициент правой руки с возрастом увеличивается очень незначительно (с 36,5 до 37%), то у их слышащих сверстников эти изменения были более значимы (с 42,5 до 57%). В целом по обеим группам детей коэффициент правой руки оказался ниже среднего у дошкольников-акупатов (37%) и выше среднего - у слышащих детей (54%).
При изучении функциональной асимметрии ног у большинства детей в обеих группах также выявлено преобладание правой ноги над левой (табл. 4). Кроме того, здесь также встречается амбидекстрия и процент таких детей с возрастом увеличивается. Как видно из табл. 4, коэффициент доминирования правой ноги не очень высок как у детей-акупатов, так и у здоровых дошкольников, и с возрастом он снижается (более значимо в группе слабослышащих и глухих детей).
Таблица 4
Условные обозначения:D - правая нога; S - левая нога;
A - амбидекстрия; Кпн - коэффициент доминирования правой ноги
Таблица 5
В табл. 5 указано в процентах количество визуально регистрируемых четких боковых движений глаз. Данные табл. 5 показывают, что у всех испытуемых в возрасте 3-5 лет наблюдается доминирование правого полушария при движении глаз влево - при актуализации образов слуховой и зрительно-пространственной перцепции. Не обнаруживается статистически значимых различий у детей-акупатов и слышащих сверстников (3-5 лет) по данной форме психосенсорной асимметрии. В возрасте 5-7 лет доминирование правого полушария при актуализации образов зрительно-пространственной и слуховой перцепции наблюдается только у слышащих детей. Среди испытуемых глухих и слабослышащих дошкольников 5-7 лет отмечается равное распределение по участию полушарий головного мозга в реализации зрительно-пространственного представления. Тенденция же к более частому доминированию правого полушария при актуализации образа слуховой перцепции сохраняется так же, как и в контрольной группе слышащих сверстников. Правополушарная асимметрия даже усиливается (по сравнению с данными младшей возрастной подгруппы).
При определении ИПА мозга у слабослышащих дошкольников обнаружились все четыре профиля асимметрии, у здоровых детей - только два (табл. 6). Отсутствовали леволатеральный и амбидекстральный профили.
Таблица 6
Большую группу составили дети с праволатеральным типом ИПА (42,5% акупатов и 67,7% слышащих). Среди них полными правшами являются только 11% испытуемых-акупатов и 23% здоровых детей.
Леволатеральный и амбидекстральный профили асимметрии выявлены лишь у 9% детей-акупатов.
Парциальный тип латеризации включил значительные группы испытуемых-акупатов и слышащих дошкольников (соответственно 48,5% и 32,3%).
Данные табл. 7 показывают, что для детей-акупатов характерно замедление формирования латеризации межполушарной асимметрии по сравнению со сходными процессами у их слышащих сверстников.
Таблица 7
|
| |||
Причем недостаточная выраженность латеризации отмечается
не столько на уровне отдельных моторных и сенсорных функций, сколько
на уровне психосенсорной асимметрии. Так, показатели праволатерального
типа ФМА у акупатов 80% против 83% у слышащих детей по сенсомоторным
функциям, а по психосенсорной асимметрии - соответственно 47,5%
против 67%.
Проведенные исследования детей с патологией слуха и контрольной группы отологически нормальных детей позволяют оценить особенности формирования и распределения профиля ФМА у дошкольников-акупатов.Профиль функциональной межполушарной асимметрии определялся совокупностью моторных (рука, нога), сенсорных (глаз, ухо) признаков ФА с учетом психосенсорной асимметрии.
Выбор двух возрастных групп детей для исследования индивидуального профиля асимметрии (дети старше пяти лет и младше пяти лет) объясняется стремлением исследовать и оценить формирование профиля асимметрии в условиях сенсорной депривации в возрастном аспекте. Анализируя многочисленные, часто несовпадающие литературные данные, можно прийти к выводу, что возраст до 5-ти лет характеризуется как период формирующейся неустойчивой функциональной асимметрии, а старше 5-ти лет - как период относительной стабилизации [4].
В ходе анализа полученных результатов по оценке сенсорной функциональной асимметрии у детей-акупатов и их слышащих сверстников выявлен ряд различий.
Так, среди слабослышащих дошкольников в возрасте 3-5 лет функционально доминирует левый глаз, однако в следующей возрастной подгруппе это доминирование снижается. Среди большей части здоровых дошкольников до 5-ти лет доминирует правый глаз и с возрастом это доминирование усиливается.
Таким образом, выявленное в исследованиях доминирование правого полушария, по-видимому, можно объяснить общеизвестным фактом, что адаптационные процессы преимущественно реализуются правым полушарием, где более выражены активность, в том числе и вегетативной регуляции, со стороны гипоталамуса [10]. Эти различия особенно существенны в сравнении со слышащими детьми.
Наиболее значимые различия между исследуемыми группами проявляются в распределении функциональной асимметрии доминирования уха, причем с возрастом эти различия усиливаются. Среди детей до 5 лет в общих подгруппах (акупаты и слышащие) выявлено преобладание левосторонней асимметрии (более значимо в группе слабослышащих). Однако в группе слабослышащих дошкольников это превалирование более значимо, чем в группе слышащих детей (соответственно 53,8% против 37%). На следующем возрастном этапе у большей части обследуемых-акупатов остается доминирующим левое ухо - 46,1%, а у слышащих детей оно доминирует лишь у небольшой части (13,64%) при значительном нарастании доминирования левого полушария в реализации слуховых функций.
Таким образом, данные по функциональной асимметрии слухового анализатора также показывают, что у акупатов в обеспечении сенсорных функций доминирует правое (адаптационное) полушарие сравнительно с левым у здоровых.
Изучение динамики межполушарных отношений при адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, а также при поражениях мозга или его функциональных отклонениях в деятельности каких-либо структур от нормы, выявило преимущественный рост активации правого полушария [8, 9, 18, 19, 2, 3, 11 и др.].
Наряду с исследованиями сенсорных функций был проведен анализ моторной функциональной асимметрии, в проявлении которой у большинства акупатов и слышащих выявлено преобладание правой руки над левой и правой ноги над левой, причем, правая рука преобладает у большего числа детей, чем правая нога. В возрастной группе детей от 3 до 5 лет правосторонняя асимметрия рук среди слабослышащих дошкольников наблюдается в меньшей степени, чем среди их слышащих сверстников. В отличие от слышащих детей, у них более значима роль правого полушария в реализации данной функции. С возрастом же (5-7 лет) доля участия левого полушария в формировании данной функции возрастает в группе здоровых детей, чего не отмечается в группе дошкольников-акупатов.
Выявленные особенности могут свидетельствовать об общем затруднении формирования функциональной межполушарной асимметрии мозга у акупатов.
В проявлении психосенсорной асимметрии у испытуемых-акупатов в возрастном периоде от 5-ти до 7-ми лет выявлена тенденция к сглаживанию психосенсорной асимметрии в функции зрительно-пространственных представлений.
Обобщая данные исследования функциональных асимметрий, заметим, что число детей с правополушарной локализацией сенсорных и моторных функций в группах акупатов и слышащих в среднем составляет соответственно 32 и 21%, с левополушарной локализацией - 46 и 63%.
При несомненно ведущей роли левого полушария у детей
обеих категорий отмечаем, что удельный вес вклада полушарий в
сенсомоторную деятельность у них различен: у детей-акупатов вклад
правого полушария выражен сильнее, чем у их здоровых сверстников,
что объясняется перераспределением функций полушарий под влиянием
сенсорной депривации.
Sensory deprivation results
in the formation of motorial asymmetry manifesting itself in a
higher activation of the righthemisphere during an ear functioning
in children with sensory deprevation in comparison with the good-ear
children of their age.
Жеребцова Валентина Александровна. По
окончании Ростовского государственного университета по специальности
Lнейрофизиология¦ работает в г. Туле. Занимается функциональной
диагностикой нервных болезней, электростимуляцией слухового и
зрительного нервов. В 1994 году возглавила созданный Научно-практический
центр клинической нейрофизиологии и нейрореабилитации. Имеет публикации.
Сфера научных интересов - психофизиологические и электрофизиологические
аспекты функциональной межполушарной асимметрии у детей с сенсорной
депривацией. Подготовила к защите диссертацию.
Сократова Ольга Авенировна. Окончила
МГТИ им. В.И.Ленина по специальности дефектология в 1975 году.
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Сфера научных
интересов - развитие ребенка-дошкольника при сенсорной депривации,
реабилитация слуховой функции у детей с нарушением слуха.
Щербакова Елена Викторовна. Окончила в 1994 году ТГПИ им. Л.Н.Толстого по специальности LПедагогика и методика начального обучения¦. В 1995 году присвоена квалификация LПрактический педагог-психолог¦. Сфера научных интересов - коррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы младшего школьника.