Психопрофилактика осложнений
беременности на основе концепции позитивной психотерапии
О. А. Бизина*, В. Г. Волков**,
Е. А. Козина*,
З. Г. Офицерова*,
И. С. Чеботарева*
1. Введение
По данным
Министерства здравоохранения России, количество осложнений беременности на
конец 90-х годов превысило 85 % и есть тенденция к их росту [3]. В
Новомосковске, городе со сложной экологической обстановкой (обилие химических
предприятий, Чернобыльская зона) лишь 4,5 % беременностей и родов в 1999 г.
проходило без осложнений. Неблагополучное протекание беременности
как с физиологической, так и с психологической точки зрения, отрицательно
сказывается на здоровье потомства [2, 12]. А поскольку демографическая ситуация
в стране продолжает ухудшаться - неуклонно сокращается рождаемость, смертность
ее намного опережает, то само существование нации, если ничего не изменится,
станет весьма проблематичным - ведь немногочисленное молодое поколение вырастет
физически и/или психически ущербным.
В этих
условиях главная задача акушеров-гинекологов и медицинских психологов на
сегодняшний день - профилактика осложнений беременности, ведь почти каждый
третий ребенок, рождающийся ослабленным, мог бы появиться на свет крепким и
здоровым. Последствия этого (педиатрические, педагогические, социальные) трудно
переоценить.
Анализируя данные годовых отчетов Новомосковского родильного дома за
последние 5 лет, авторы установили, что при
снижающемся количестве родов растет % родов у женщин, имеющих экстрагенитальную патологию (ЭП). Например, в 1998 г. из
общего числа 949 родов 66,7 % прошли у женщин с ЭП, а в 1999 году из общего
числа 848 родов - 83,2 %. Практически у всех этих женщин наблюдалось
осложненное протекание беременности. Хотя доля здоровых женщин, встающих на
учет по беременности, и снижалась, доля тех из них, у которых во время
беременности произошла декомпенсация и возникли
осложнения, оставалась постоянной и составляла около 70 %.
Авторы предположили, что на формирование
осложнений беременности у здоровых женщин оказывает влияние состояние их
эмоционально-мотивационной сферы, согласно концепции неврозогенеза
проф. В.Д. Менделевича (1999).
В 1998-2000 гг. на базе Новомосковского
родильного дома проводились исследования, результатом которых была разработка
процедуры психологического обследования и психодиагностических критериев,
помогающих предсказать появление осложнений беременности [11].
Поскольку позитивная психотерапия (ПП) за этот
период зарекомендовала себя как средство для развития ресурсов личности и
давала хорошие результаты у пациенток с осложненной беременностью [9], было
решено воспользоваться этой концепцией для создания программы психопрофилактики осложнений беременности. С этой целью в
Новомосковском родильном доме разработана и проверена система профилактики
осложнений беременности, включающая психодиагностический и психокоррекционный
этапы.
Объектом изучения были 140 здоровых женщин, вставших на учет в женской
консультации в 1999-2000 г. По паритету и возрасту женщины сравнимы с
беременными, обследованными на первом этапе работы (1998-1999 гг., [11])
2. Методика проведения исследования
После
осмотра акушером-гинекологом и другими специалистами (терапевтом, окулистом,
стоматологом, отоларингологом) здоровые беременные проходили психологическое
обследование. В комплекс, сформированный
для психологического обследования беременных, включены следующие методы исследования:
анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование.
Таблица 1
Социально-демографические показатели
исследуемого контингента
Показатели статуса |
Группа
психологически благополучных, n = 35 |
Экспериментальная
группа, n = 28 |
Контрольная
группа, n = 77 |
Средний возраст (лет) |
23,4 |
23, 9 |
25,2 |
Семейное положение: в браке, % |
85,7 |
75,0 |
81,7 |
Высшее, незаконченное
высшее и среднетехническое образование,
% |
74,3 |
71,8 |
73,6 |
Первородящие, % |
82,9 |
71,4 |
84,4 |
Занятость: домохозяйка, %
работает, % |
28,6 60 |
25,0 68,1 |
20,6 62,7 |
Жилищные условия: свое жилье, % снимают квартиру, % |
48,6 22,9 |
40,6 25,0 |
43,4 26,9 |
Курят, % |
8,6 |
11,5 |
10,7 |
Таблица 2
Позиция
выбора
|
Группа психологически благополучных,
n
= 35 |
Экспериментальная группа,
n = 28
|
Контрольная
группа, n = 77 |
||||||
N обследования |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
1-я |
2 |
2 |
2 |
5 |
5 |
2 |
5 |
5 |
5 |
2-я |
3 |
3 |
5 |
1 |
2 |
5 |
2 |
2 |
1 |
3-я |
5 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4-я |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
1 |
4 |
4 |
5-я |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
4 |
1 |
3 |
6-я |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7-я |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8-я |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Примечание: 1
- синий, 2 - зеленый, 3 - красный, 4 - желтый. Это - основные цвета, выбор их на первые позиции свидетельствует
о психологическом благополучии. Дополнительные цвета: 5 - фиолетовый (по данным многих авторов, свидетельствует об
инфантильности и часто встречается на первом месте у беременных), 6 - коричневый, 7 - черный и 0 - серый.
Взаимодополняемость методик позволяет не только
осуществить надежную диагностику отдельных качеств и свойств личности, но и
представить целостную картину их взаимосвязей, что особенно важно в плане
личностного прогноза. Состояние беременности сопровождается специфическими
психофизиологическими проявлениями, которые наблюдаются у всех женщин, но
уровень их выраженности индивидуален и служит показателем
нормального или осложненного протекания беременности.
В то же время базовые качества и характеристики
женщины, сложившиеся в ходе онтогенеза, также определяют ее поведение во время беременности и после рождения ребенка [1]. Поэтому
диагностика построена с учетом фактора "постоянства - изменчивости" качеств
женщины, т.е. охватывает как стабильные личностные свойства, так и ситуативные,
фиксирующие реакцию на состояние беременности. При этом использовались тесты: МЦВ (метод цветовых выборов -
адаптация теста Люшера, выполненная Л.Н. Собчик, [7], "Hand-test" Э.Вагнера [5] и тест направленности личности В. Смекайла [6].
По разработанным ранее критериям [11] из всех обследуемых выделилась
группа женщин с высоким риском возникновения осложнений беременности (105 чел).
Им было предложено пройти психологический тренинг на основе концепции ПП [10].
С 28 женщинами, согласившимися пройти тренинг и составившими экспериментальную
группу, было проведено по 7-8 занятий в группах по 6-8 человек (табл. 1).
Параллельно отслеживалось состояние здоровья всех 140 женщин вплоть до родов,
виды и сроки возникновения осложнений, а также продолжительность госпитализации.Остальные 77 женщин
составили контрольную группу. В каждой из групп беременных - контрольной,
экспериментальной и группе психологически благополучных (35 чел.) - психологическое
обследование проводилось неоднократно, по рекомендованной М.А. Кочневой [4]
схеме: в первом, втором и третьем триместрах беременности. Для сравнимости
результатов психологическое обследование проводилось на одних и тех же сроках
беременности: первое обследование и
анкетирование - на сроке 9-11 недель, 2 обследование (и анкетирование
для тех, кто встал на учет после 1-го триместра) - на сроке 22-25 недель и 3
обследование - на сроке 35-37 недель беременности. Анкета разработана И.С.
Чеботаревой на базе исследований [1, 8] с целью выявления психосоциальных
факторов риска беременности.
3. Результаты исследования
Из 140 обследованных беременных во всех триместрах беременности было
обследовано 102 женщины, в первом триместре не обследовано 38 чел. (всего было сделано 382
обследования). Из 28 беременных экспериментальной группы 6 начали тренинг в
первом триместре, 17 - во втором и 5 - в третьем. По каждому из тестов были
получены следующие результаты (табл. 2-6).
Показатели
теста |
Группа психологически благополучных,
n = 35 |
Экспериментальная
группа,
n = 28
|
Контрольная группа, n = 77 |
||||||
1-е
обсл. |
2-е
обсл. |
3-е
обсл. |
1-е
обсл |
2-е
обсл |
3-е
обсл. |
1-е
обсл |
2-е
обсл |
3-е
обсл. |
|
АТ |
8,2+0,32 |
6,8+0,30 |
9,6+0,36 |
13,7+0,40 |
10,6+0,37 |
11,8+0,39 |
13,2+0,40 |
12,7+0,38 |
15,9+0,4 |
к |
0,97+0,03 |
1+0,03 |
0,86+0,02 |
0,77+0,02 |
0,82+0,02 |
0,81+0,02 |
0,71+0,02 |
0,78+0,02 |
0,6+0,02 |
Примечание: АТ - отклонение
от аутогенной нормы, к - коэффициент вегетативного
баланса
Таблица 4
Усредненные показатели теста |
Группа психологически благополучных, n = 35 |
Экспериментальная группа, n = 28 |
Контрольная группа, n = 77 |
||||||
1 обсл. |
2 обсл. |
3 обсл. |
1 обсл. |
2 обсл. |
3 обсл. |
1 обсл. |
2 обсл. |
3 обсл. |
|
% женщин с высокой вероятностью агрессивного
поведения |
5,0 |
4,6 |
6,1 |
38,2 |
30,4 |
22,6 |
40,1 |
36,3 |
45,7 |
I |
-3,0 |
-3,51 |
- 2,46 |
-1,46 |
-1,89 |
-2,34 |
-1,17 |
-1,78 |
-1,0 |
MAL |
2,26 |
2,17 |
2,79 |
2,58 |
2,22 |
2,41 |
2,65 |
2,53 |
3,19 |
PATH |
2,49 |
2,35 |
2,98 |
3,97 |
3,24 |
2,78 |
4,17 |
3,96 |
4,55 |
Σ |
19,32 |
19,66 |
18,70 |
16,12 |
17,37 |
19,05 |
15,43 |
16,25 |
15,14 |
Ведущие потребности, реализуемые
с помощью сексуального поведения |
Com, aff |
Com, aff |
Com, aff |
Act, com |
Com, act, ex |
Com, aff |
Act, com |
Act, dep, com |
Act,
com |
доля каждой, % |
50,23; 31,20 |
54,17; 30,81 |
48,66; 33,47 |
26,22; 21,30 |
29,33; 20,14; 18,79 |
34,62; 23,76 |
24,31; 23,67 |
25,07; 21,85; 20,93 |
23,87; 22,51 |
ведущие актуальные потребности |
Com, aff |
Com, aff |
Com, aff |
Сom, aff |
Com, aff |
Com, aff |
Com, aff |
Com, aff |
Com, aff |
доля каждой, % |
45,55; 37,23 |
48,44; 36,16 |
46,72; 38,13 |
45,72; 33,58 |
44,65; 32,12 |
47,3; 37,60 |
47,24; 32,61 |
44,63; 34,75 |
43,57; 30,82 |
Примечание: I - вероятность
агрессивного поведения, MAL - степень личностной дизадаптации, WITH - тенденция к уходу от реальности, PATH - показатель
психопатологии, Σ -общее количество ответов; com - коммуникативные, aff - аффилиативные
потребности, dep
- потребность в помощи, ex - в самовыражении, act - потребность производить активные обезличенные
действия.
Анализ показателей табл. 2 и 3 приводит к следующим выводам:
во-первых, подтверждаются данные [4] о том, что первый и третий триместры
являются для беременных более неблагополучными в эмоциональном плане, чем
второй; во-вторых, курс психопрофилактики
на основе ПП позволяет к третьему триместру привести показатели теста в
экспериментальной группе на уровень нормы согласно критериям, разработанным в
[11], в то время как в контрольной группе к концу беременности наблюдается еще
большее ухудшение показателей МЦВ. Изменение выбора цветов беременными экспериментальной группы в результате психокоррекции позволяет судить об их возросшей энергичности
и уверенности в себе (постепенное смещение синего вниз, а красного и зеленого
цветов вверх).
Анализируя динамику показателей в
каждой из групп, мы обнаруживаем в двух группах беременных - психологически
благополучной и контрольной - соответствие с данными Кочневой М.А.[4], т.е. в
отсутствие психологической коррекции к третьему триместру возрастает количество
женщин с эмоциональными проблемами (также заостряется выраженность этих
проблем), а второй триместр беременности является психологически более
благоприятным по сравнению с первым и третьим: меньше % женщин, способных к открытому агрессивному поведению, есть
тенденция к снижению показателей I, MAL, PATН.
Полученные результаты согласуются с данными
первого этапа исследования, анализ их приводит к выводу, что у психологически
благополучных женщин в семьях существует сексуальная гармония, в отличие от
беременных с высоким риском возникновения осложнений. Но особенный интерес
представляет динамика потребностей, реализуемых с помощью сексуального
поведения, в экспериментальной группе: под действием психокоррекции
их потребности трансформируются. В первом триместре это потребность в общении (com) и потребность производить
активные обезличенные действия (act). Во втором триместре к ним добавляется потребность в самовыражении, самопроявлении (ex), а также потребность в общении и стремление выражать привязанность,
любовь, эмоционально положительное отношение к другим (aff).
Данные табл. 4 иллюстрируют развитие эмоциональной
сферы у женщин, посещавших тренинг, и усиление их "Я" по сравнению с
беременными контрольной группы, которые во втором триместре с помощью
сексуального поведения удовлетворяли потребность в получении помощи, поддержки
от партнера (dep). Результаты позволили также более точно скорректировать
один из критериев высокого риска возникновения осложнений беременности: общее
количество ответов, данное на 10 стимулов-карточек, должно быть больше или
равно 15, а не 17, как определено было ранее [11].
Таблица 5
Группа психологически благополучных, n
= 35 |
Экспериментальная группа, n = 28
|
Контрольная группа, n = 77 |
||||||
1 обсл. |
2 обсл. |
3 обсл. |
1 обсл |
2 обсл |
3 обсл. |
1 обсл |
2 обсл |
3 обсл. |
6,73+0,35 |
8,13+0,4 |
8,06+0,4 |
17,82+0,67 |
14,32+0,6 |
11,4+0,6 |
18,1+0,7 |
17,54+0,7 |
19,54+0,7 |
Осложнения беременности
|
Группа психологически благополучных, n = 35 |
Экспериментальная группа, n = 28 |
Контрольная группа, n = 77 |
|||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Анемия |
8 |
20,3 |
15 |
53,6 |
50 |
64,9 |
Угроза прерывания беременности |
1 |
2,85 |
7 |
25 |
39 |
50,6 |
Хроническая фетоплацен-тарная недостаточ-ность (ФПН) |
- |
- |
2 |
7,1 |
15 |
19,5 |
Гестоз 2-й половины: вегетососу-дистая
дистония (ВСД) |
- |
- |
2 |
7,1 |
11 |
14,3 |
Гестоз 2-й половины: нефропатия |
- |
- |
1 |
3,6 |
4 |
5,2 |
Рвота (гестоз
1-й половины) |
- |
- |
1 |
3,6 |
6 |
7,8 |
Резус-конфликт
|
- |
- |
1 |
3,6 |
3 |
3,9 |
Гипотиреоз |
- |
- |
1 |
3,6 |
- |
- |
Кольпит (не является осложнением беременности, но угрожает
плоду) |
- |
- |
2 |
7,1 |
6 |
7,8 |
1. В группе психологически благополучных только у одной
из беременных (2,85 %) наблюдалось сочетание двух видов осложнений
беременности: угрожающие преждевременные
роды на сроке 28 недель на фоне анемии легкой степени. Эта женщина
единственная в группе была госпитализирована на 14 дней. Возникновение анемии
можно объяснить тем, что из 8 беременных, имевших ее (22,9 %), шесть были из
малообеспеченных семей, трое курили, в том числе и женщина, госпитализированная
в ОАП с угрожающими преждевременными родами. Таким образом, возникшие
осложнения беременности были вызваны, главным образом, социальными причинами. Осложнений в родах не было.
2. В экспериментальной группе (28 беременных с высоким риском возникновения
осложнений, прошедших психологический тренинг) осложнений не было
у 10 и осложнения возникли у 18 человек (64,3 %). Из них на сроке 11-13 недель осложнения возникли у 2 чел., на
сроке 15-17 недель - у 4 чел., с 18 по 22 неделю - у 3 чел., с
24 по 26 неделю - у 5 чел., и на сроке свыше 32 недель
- у 4 чел. У 10 беременных (35,7 %) наблюдалось сочетание двух и более
осложнений. Из них госпитализировано 10 (35,7 %), неоднократно - 6 чел. (21,4
%). Средняя продолжительность госпитализации - 16,7 дней на одну беременную. Осложнения при родах составили 35,7 % от
общего количества родов.
3. В контрольной группе (женщины с высоким риском возникновения осложнений
беременности, не получившие психологической поддержки). Из 77 женщин осложнения
беременности возникли у 73 (94,8 %),
госпитализировано 68 чел. (88,3 %),
неоднократно - 42 чел. (54,5 %). Средняя продолжительность
госпитализации одной беременной составила 28,2 дня. Осложнения при родах составили 57,9 % от общего количества родов.
При этом следует отметить, что в экспериментальной группе по сравнению с
контрольной значительно меньше (почти в 3 раза) осложнений беременности, при
которых страдает мозг будущего ребенка: поздних
гестозов (10,7 % против 19,5 %) и хронической ФПН (7,1 % против 19,5
%).
Анализ данных табл. 6 показывает, что в экспериментальной
группе на одну беременную в среднем
приходится 1,1 осложнения, а в контрольной - 1,7. Один из самых распространенных
и имеющих тенденцию к росту видов осложнений беременности - анемия -
обнаруживался даже в группе психологически благополучных, женщин без риска
возникновения осложнений беременности по психологическим критериям.
Значительных отличий между экспериментальной и контрольной группой по анемии не
выявлено. Это приводит к выводу, что при возникновении анемии первостепенная
роль принадлежит не психологическим, а физиологическим, экологическим и/или
социальным факторам - среде обитания, образу жизни, структуре питания и т.д.
Попытаемся прикинуть экономический эффект предлагаемого
способа психопрофилактики и коррекции осложнений беременности.
Из 673 вставших на учет в женской консультации Новомосковского
роддома 105 (28+77) женщин вошли в "группу риска", что составляет 15,6 %, или
156 чел. на каждую 1000 беременностей.
Без психокоррекции 88,3 % беременных этой группы
будет госпитализировано, что составит 138 чел. При средней продолжительности
госпитализации одной женщины 28,2 дня общее число дней госпитализации
составит 28, 2 ´ 138 = 3891 день. После проведения психокоррекции
будет госпитализировано только 35,7 % беременных, что составит 56 чел. При
средней продолжительности госпитализации одной женщины 16,7 дней общее число
дней госпитализации сократится до 16,7 x 56 = 935 дней. Общее
сокращение дней госпитализации беременных, вставших на учет с физиологически
протекающей беременностью, на
каждую 1000 беременностей составит
3891- 935 =
2956 дней. По данным
Новомосковского родильного дома, затраты на 1
койко-день во втором квартале 2000 года составляли 243 рубля.
Таким
образом, сокращение затрат составит
243 x 2956 = 718308
руб.
(на
1000 беременных).
Для проведения обследования и психотренинга психологу
необходимо затратить в среднем 5 часов на каждую беременную (в расчете на
среднюю численность группы в 6 чел.).
Месячный оклад психолога 12-го разряда составил во 2
квартале 2000 г. 522 рубля. Часовая ставка равна 522:166,25= 3,14 рубля.
Накладные расходы (по данным Новомосковского родильного
дома) составляют 420 %. Стоимость обследования и психокоррекции
одной беременной, таким образом, составляет
[3,14 + (3,14 x 4,2)] x 5 = 81,64 руб.
Затраты на всю "группу риска":
81,64 x 156 = 12736
руб.
Экономия
затрат от использования предлагаемого способа составит:
718308 - 12736 = 705572
руб. на каждую 1000 беременных.
Возможно получение значительного экономического эффекта
при использовании метода ПП в комбинации со специальной терапией для лечения
женщин с осложненной беременностью.
Эффект от рождения здоровых детей оценить деньгами невозможно.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие
выводы:
1. Экспериментальная проверка доказала достоверность
выбранных для психологического обследования тестов и высокую эффективность
предлагаемого для коррекции эмоционально-мотивационной сферы беременных женщин
психологического тренинга.
2. На основании результатов психологического обследования,
выявляющих коммуникативную некомпетентность женщин с высоким риском осложнений
беременности, для психопрофилактики
осложнений акцент психологом сделан на групповую форму работы.
3. Результаты исследования показывают, что
состояние эмоционально-мотивационной сферы беременных является причиной
появления таких осложнений, как угроза прерывания или преждевременных родов, гестоз 1-й (рвота) и 2-й половины беременности (вегето-сосудистая дистония),
хроническая ФПН. Именно для них наиболее эффективной является психопрофилактика на основе концепции ПП. Зависимость
других видов осложнений беременности от состояния эмоционально-мотивационной
сферы женщин не выявлена.
4. Анализ зависимости психологических характеристик беременных
от возникающих у них осложнений показал, что появление анемии беременных не
связано с состояниями их эмоционально-мотивационной сферы, а вызывается в
основном социальными и/или экологическими факторами.
5. Проведенное исследование позволило определить основные
направления работы медицинского психолога с беременными, которая должна
строиться на выявлении факторов риска возникновения осложнений беременности, их
нейтрализации, а также в направлении психотерапевтической и коррекционной
работы с личностью беременной женщины на основе концепции ПП.
Инструментами для определения
факторов риска могут послужить предложенные автором анкета и методика
психологического экспресс-обследования по тестам МЦВ,
Э. Вагнера и В. Смекайла, использованные при
проведении экспериментальной работы в родильном доме г. Новомосковска.
6. Применение проблемно-ориентированного подхода,
взаимосвязь психодиагностического и психокоррекционного
этапов имеют большое практическое значение и могут принести значительную
экономию средств на лечение беременных.
7. Ранняя
постановка беременных на учет и своевременное получение ими психологической
поддержки являются в свете вышесказанного особенно необходимыми. Эта информация
должна быть донесена службами планирования семьи до всех женщин детородного
возраста.
8. Предлагаемый метод психопрофилактики
осложнений беременности может быть рекомендован к использованию в женских
консультациях и родильных домах всей России.
1. Безрукова ОН.
Влияние социально-психологических факторов на социальное здоровье беременной
женщины: Дис... канд. псих. наук, СПб, 1998.
2. Захаров А.И. Детская патопсихология: Хрестоматия.- М.,
1998.- с.
112-115.
3. Комова М.Е. //
Сборник матер. конф. "Перинатальная психология в родовспоможении",
CПб, 1997.- с.74-76
.
4. Кочнева М.А.
Особенности и роль психологических реакций беременных женщин в развитии
осложнений беременности и родов: Дис... канд. мед. наук, М.- 1992.
5. Курбатова
Т.Н., Муляр О.В. Проективная методика по исследованию личности "Hand-test": Метод. рук.- СПб, 1996.
6. Организация труда: Требования к проведению работ по
профориентации, профотбору и адаптации молодежи в отрасли.- М.: ВНИИ "Электростандарт", 1987.-
с. 56-61.
7. Собчик Л.Н.
Введение в психологию индивидуальности.- М., 1998.
8. Пезешкиан Н.
Позитивная семейная психотерапия.- М., 1992.
9. Чеботарева
И.С. //Тез. докл.
научно-практ. конф. "Психология
на рубеже веков", посвящ. 70-летию ТулГУ / Тула, 2000.- с.
285-287.
10. Чеботарева
И.С. Программа групповой психологической коррекции
эмоционально-мотивационной сферы беременных
на основе концепции позитивной психотерапии / Деп.
рук. в ИНИОН РАН,
22.05.2000.- N 55657.- 9 с.
11. Чеботарева
И.С. //ВНМТ.- 2000.- N 2.- с.
145-156.
12. Ясюкова Л.А.
Оптимизация обучения и развития детей с ММД: Метод. рук.- СПб, 1997.- с. 7-9.
Psychoprophylaxis
of Pregnancy Complications on the Basis of thee Povitive-Psychotherapy Concept
O.A.
Bizina, V.G. Volkov, E.A. Kozina, Z.G. Ofitserova, I.S.Chebotaryova
The method of psychoprophylaxis of pregnancy complications, offered by
the authors, includes psychodiagnosis and psychocorrection steps, that
prevents from a treat of a pregnancy abruption, gestosis.